Участник проекта "Кадетский класс в московской школе"
Рейтинг школ, показавших высокие образовательные результаты в 2015-2016 учебном году
Западный административный округ

План работы педагога-психолога с учащимися 1- 11 классов. Профориентация

План работы педагога-психолога с учащимися 1- 11 классов. Профориентация

План работы педагога-психолога

с учащимися 1- 11 классов

Профориентация

Контингент

Вид деятельности

Предполагаемые формы и средства

Цели и задачи

Сроки

Учащиеся

  1. Диагностика

Учащиеся 1-х классов

Диагностика готовности первоклассников к обучению в школе

Наблюдение, групповая экспресс-диагностика с использованием следующих методик: беседа, тест школьной зрелости Керна-Йерасика, методика Н.И. Гуткиной «Домик», графический диктант (Эльконин Д.Б.)

Выявление детей, неготовых или имеющих низкий уровень готовности к школьному обучению.

Сентябрь

1 класс

Диагностика уровня адаптации первоклассников к обучению в школе

Индивидуальная диагностика с использованием следующих методик: тест тревожности (Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен), определение мотивации (Гинзбург), выявление внутренней позиции школьника, беседа

Определение успешности прохождения адаптационного процесса, выявление детей, испытывающих трудности адаптации.

Октябрь-ноябрь

5 класс

Диагностика уровня адаптации пятиклассников

Групповая диагностика (в соответствии с программой) с использованием следующих методик: методика определения уровня тревожности Филлипса. анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой (в модификации Е. И. Даниловой), опросник «Чувства в школе» Левченко, социометрия, методика «Составь расписание»

Определение уровня адаптации учащихся к среднему звену, выявление детей, испытывающих трудности в процесс адаптации.

Сентябрь, ноябрь

4 класс

Выявление ожиданий учащихся по отношению к предстоящим переменам, готовность к переходу в среднее звено

Групповая диагностика с использованием следующих методик: метод сочинений «Я – будущий пятиклассник», анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой (в модификации Е. И. Даниловой), групповой интеллектуальный тест (ГИТ) Дж. Вана, тест школьной тревожности Филлипса.

Коррекция ожиданий учащихся с целью создания психолого-педагогических условий для успешного прохождения адаптационного процесса.

Апрель

8-11 класс

Изучение профессиональных предпочтений, профессиональных склонностей учащихся 8-11классов

Групповая диагностика с использованием следующих методик: ДДО Климова, методика Голланда (анкета профессиональной направленности личности), карта интересов-65, опросник профессиональных склонностей Йоваши, тест профессиональных интересов Ирле

Оказание помощи учащимся в выборе профиля дальнейшего обучения и будущей профессии.

Февраль-март

10 класс

Диагностика адаптации десятиклассников к обучению в старшем звене, особенности межличностного воздействия со сверстниками и взрослыми

Групповая диагностика с использование следующих методик: социометрия (Дж. Морено), методика изучения психологического климата в коллективе А.Н.Лутошкиной. определение уровня мотивации

Выявление дезадаптивных детей.

Декабрь

2-3,6 – 9,11 кл.

Скрининг-диагностика уровня мотивации учащихся

Анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой (в модификации Е. И. Даниловой), Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы Ч.Д.Спилбергер, модификация А.Д.Андреевой.

Выявление уровня мотивации учащихся с целью своевременной коррекции и недопущения дезадаптации

Январь

1-10кл

Индивидуальное психологическое обследование подростков, испытывающих трудности в процессе обучения и в процессе адаптации (по запросу педагогов, родителей, по результатам диагностики) (20ч.)

Индивидуальная диагностика с помощью альбома Забрамной (для 1-4 кл.), классификация предметов, установление последовательности событий по серии картинок, исключение лишнего, классификация, матрицы Равена, проективная методика «Дом, дерево, человек», «10 слов» А.Р. Лурия, «Корректурные пробы» (Бурдон, Н.И. Озерецкий), «Таблицы Шульте», задания из психодиагностических таблиц Н.П.Локаловой «Как помочь слабоуспевающему школьнику, тест школьной тревожности Филлипса, изучение самооценки «Я-реальный, я-идеальный».

Выявление проблем в развитий детей с целью их дальнейшей коррекции

В течение года

  1. Индивидуальная коррекционно-развивающая работа

1-10 кл

Индивидуально - коррекционная работа с учащимися, имеющими трудности в обучении и адаптации (по результатам психодиагностики и запросу родителей, педагогов)

Психогимнастика, пальчиковая гимнастика, игры и игровые упражнения, сказкотерапия, тренинговые занятия.

Создание психолого-педагогических условий для развития личности и оказание индивидуальной помощи учащимся по выявленным проблемам

В течение года

Учащиеся, состоящие на ВШК

Индивидуально - коррекционная работа с учащимися, состоящими на ВШК

Проективные методики «Рисунок человека», «рисунок несуществующего животного», «Мой класс», «Моя семья», развивающие индивидуальные занятия «Моя жизнь» (методологическое обоснование построено на идеях С.Л.Рубинштейна, Д.А.Леонтьева, В.И.Слободчикова); проективное рисование, структурированное интервью

Выявление проблем развития ребенка, проведение коррекционно-развивающих занятий и создание психолого-педагогической среды, способствующей его успешному развитию.

Ноябрь

  1. Групповая коррекционно-развивающая работа

1 класс

Коррекционно-развивающие занятия для учащихся 1 кл., испытывающих трудности в адаптации к школе

Программа коррекционно-развивающих занятий «Профессия школьник» (авторы Водолазская Л.К. и др.)

Создание психолого-педагогических условий для успешного прохождения адаптационного процесса

Октябрь-ноябрь

1-4 кл.

Групповая работа с учащимися, имеющими трудности в обучении

Игровые упражнения, пальчиковая гимнастика, развивающие задания на основе материала из книги «Как помочь слабоуспевающему школьнику» Н.П.Локаловой, (5-10 дней)

Коррекция выявленных проблем и развитие учащихся

Январь

4 класс

Занятия с четвероклассниками, неготовыми к обучению в среднем звене

Сюжетные игры, игровые упражнения

Коррекция ожиданий учащихся

Май

  1. Консультирование

8-11 классы

5-11кл.

5-10кл.

9-11кл.

5-11кл.

9-11кл.

9,11 кл.

9-11кл.

9,11 кл.

9-11кл.

9,11 кл.

9-11кл.

9,11 кл.

Индивидуальное и групповое консультирование по следующим вопросам и темам:

«Отцы и дети»

«Мой выбор»

Взаимоотношения с одноклассниками»

«Трудности в обучение»

«Он и она»

Проблемы с учителем

«Как преодолеть стресс»

«Впереди экзамены»

«Как правильно выбрать профессию?»

Сложный период в жизни. Состояние стресса, сильного эмоционального переживания

Беседа, интервью

Оказание помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и развитии;

Обучение подростков и старшеклассников навыкам самопознания, самораскрытия, самоанализа, использования своих психологических особенностей и возможностей для успешного обучения и развития;

Оказание психологической помощи и поддержки школьникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.

В течение года

9 и 11 класс

Репетиция успеха

Тренинговое занятие

Формирование умения противостоять стрессу, навык уверенного поведения

Январь

10 кл.

«Крутой или уверенный»

Тренинговое занятие с элементами психодиагностики

Формирование навыков уверенного поведение

Ноябрь

  1. Просвещение

1 класс

Профилактика дезадаптации первоклассников к обучению в школе

Программа по первичной адаптации первоклассников к школе «На школьном старте» (Водолазская Л.К. и др.)

Снижение количества дезадаптивных детей

Сентябрь

5 класс

Профилактика дезадаптации пятиклассников к среднему звену

Программа Е.Г. Коблик «Первый раз в пятый класс»

Создание психолого-педагогических условий для успешного прохождения адаптационного процесса

Сентябрь

10 класс

Профилактика употребления ПАВ

Программа «Знание сила беды не допустила» (тренинговые занятия, беседа, диалог, круглый стол, игровые ситуации).

Формирование мотивации на здоровый образ жизни, повышению психосоциальной адаптации

Сентябрь-май

5 класс

Профилактика употребления ПАВ

Программа

Повышению психосоциальной адаптации, формирования здорового образа жизни

Сентябрь-май

11 класс

Профориентация учащихся

Программа «Мой выбор» Г. Резяпкина .

Создание условий для жизненного самоопределения старшеклассников, формирование социально- личностной рефлексии, объединяющей отдельные рефлексивные навыки из сферы решения задач осмысленного выбора, сферы самопознания, сферы социального взаимодействия.

Сентябрь-май

9-11 класс

Профилактика возникновения стрессовых состояний в период сдачи экзаменов

Сюжетные игры, ролевые игры, аутотренинг, дыхательные упражнения

Формирование умений противостоять стрессу

Март

8-11кл.

«Парад профессий»

Разработка и презентация профессиональных проектов учащихся с использованием ИКТ

Организация профориентации учащихся

Январь

Педагогический коллектив

  1. Консультирование

Педагогический

коллектив

Консультирование педагогов по вопросам обучения, воспитания и развития детей:

«Как помочь ребёнку с ЗПР»,

«Как помочь детям учиться», «Развитие познавательных процессов на уроке»,

«Как работать с трудным подростком»

«Как добиться дисциплины на уроке»

«Как составить психолого-педагогическую характеристику на учащегося и классный коллектив»

«Как бороться с вредными привычками детей»

«Как подготовить детей к школе»

“Психологическая готовность ребёнка к школе – залог успешной адаптации первоклассников” “Условия, необходимые для успешной адаптации пятиклассников”,

“Здоровьесберегающие технологии”

Консультирование педагогов по вопросам недопущения эмоционального выгорания.

“Психологический портрет учителя. Опыт самодиагностики”, «Эмоциональное выгорание. Можно ли его избежать?»,

Беседа, рекомендации;

Повышение уровня психологической компетенции учителей.

Повышение уровня психологической компетентности педагогов, профилактика синдрома профессионального выгорания.

В течение года

Педагогический

коллектив

Психолого-педагогические семинары:

«Педагогика развития – реальность современной школы»

Выступление

Повышение уровня психологической компетенции учителей.

Февраль

Классные руководители

Участие в работе методических объединений учителей, классных руководителей:

Реализация программы «Здоровье» в школе;

Инновационные процессы в области воспитания;

Развитие инициативы и самостоятельности учащихся в классных коллективах;

Организация профориентационной работы в классных коллективах;

Выступление «Психологическое здоровье школьников»

Мини-тренинг

Выступление, рекомендации.

Лекция: формы и методы профориентационной работы, профориентация игра «Три судьбы»

Повышение уровня психологической компетенции учителей.

Сентябрь

Ноябрь

Ноябрь

Февраль

Педагогический

коллектив

Оформление уголка психолога

Таблица психокоррекционных мероприятий

в процессе обучения школьников, с проблемами в обучении и поведении

(разработка кафедры НИПК и ПРО)

Повышение уровня психологической компетентности:

Октябрь

  1. Психологическое просвещение

Педагогический коллектив

Педсовет «Об особенностях учебной и внеклассной деятельности школы в соответствии с требованиями госстандарта 1 поколения и о новых подходах её организации при переходе на стандарты 2 поколения»

Лекция

Организация психолого-педагогических условий для успешности обучающихся

февраль

Педагогическийколлектив

Педсовет-семинар: «Мониторинг качества образования»

Выступление

Создание обучающимся условий для получения качественного общего образования через повышение эффективности использования ресурсов в ОУ

Педагоги-предметники

Психологический анализ урока

Посещение уроков, анализ, рекомендации

Создание психолого-педагогических условий для развития учащихся

Январь

Педагоги

Заседания ППк

1. Обеспечение преемственности обучения и адаптация учащихся 1, 5 классов

  1. Обеспечение преемственности обучения среднего и старшего звена. Обеспечение условий для успешной адаптации учащихся 10 классов
  2. «Рекомендации педагогам с целью создания психолого-педагогических условий для успешности детей 1-2 классов, испытывающих трудности в процессе обучения»

Анализ полученных результатов наблюдения. Диагностики, рекомендации

Разработка и планирование единой стратегии психолого-педагогического сопровождения ребенка, определение ученических групп и параллелей

Октябрь, ноябрь, декабрь

Родители

  1. Консультирование

Родители

Индивидуальные консультации по вопросам: адаптации учащихся в школьном пространстве; половозрастных и индивидуальных особенностей школьников; по проблемам воспитания, обучения и развития детей; по проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания; взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

Темы консультаций: “Подростковая тревожность и её причины”,

“Первый раз в первый класс. Проблемы школьной адаптации", ”Ещё раз про любовь”, “Успешность адаптационного периода в пятом классе”, “Воспитание подростков в семье и проблема психологической зависимости”,

“Старший дошкольный возраст – будущие первоклассники”,

”Как развивать чувство ответственности в детях”, “Личностные особенности подростков и профориентация”

«Как подготовить ребёнка к школе»,

«Как развить познавательные процессы и речь ребёнка»,

«Если у вашего ребёнка ЗПР», «Как общаться с трудным подростком»,

«Если у ребёнка вредные привычки»,

«Как поощрять и наказывать ребёнка»

Беседа, рекомендации;

Оказание консультативной помощи в проблемных ситуациях, информирование о школьных проблемах ребенка и путях решения проблемных вопросов.

В течение года

Родители

Изучение удовлетворенности родителей общеобразовательным учреждением.

Методика «Удовлетворенность жизнедеятельностью образовательного учреждения»

Отслеживание динамики уровня удовлетворенности родителей образовательными услугами, предоставляемыми школой

Март

  1. Просветительская работа

Родители

Родительские собрания :

“Успешная адаптация» или «Как помочь ребенку?» – для родителей первоклассников

“Будущие первоклассники”

«Влияние отметки и оценки на развитие личности ребенка» - 2 класс

«Пятиклассник» - для родителей 5 классов

“Личностные особенности подростков и профориентация” - для родителей 9 классов

«Как родителям помочь подростку выбрать будущую профессию» - для родителей 11 кл.

Психологические особенности мальчиков и девочек подросткового возраста» 7 класс

«Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу» - для родителей 9 и 11 кл.

Выступление, мини-тренинг, анкетирование, беседа

Повышение психологической культуры родителей с целью создания социально-психологических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процессе школьного обучения; развитие ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей по отношению к проблемам школьного обучения и развития ребенка

В течение года

Родители

Групповое занятие для родителей в рамках Дня открытых дверей «Мы и наши дети»

занятие

Психопросвещение, Овладение родителями навыками конструктивного взаимодействия

Март

Педагог-психолог

  1. Организационно-методическая работа

Планирование работы

Составление годового, четвертного и еженедельного планов работы

Планирование деятельности в соответствии с планом развития школы

В течение года

Анализ работы

Составление годового и четвертного анализа работы, статистической справки

Аналитическая деятельность с целью своевременной коррекции плана

Ноябрь, январь, марь, июнь

Планирование и подготовка диагностических мероприятий

Составление плана диагностического обследования, подготовка стимульных материалов и т.п.

Организация плановой диагностики

сентябрь

Анализ диагностических мероприятий

Обработка результатов и написание заключения

Выявление ситуации развития и планирование коррекционно-развивающей работы

В течение года

Планирование и подготовка коррекционно-развивающих мероприятий

Составление плана занятия или программы занятий, подготовка стимульных материалов и т.п.

Организация помощи обучающим, создание психолого-педагогических условий для развития учащихся

В течение года

Анализ коррекционных занятий.

Анализ

Анализ деятельности с целью своевременной корректировки

В течение года

Подготовка материалов к консультированию и просвещению и т.п.

Анализ литературы. Планирование.

Организация консультативной и просветительской деятельности

Ведение текущей документации

Заполнение журнала, графика работы, справок и т.п.

Организационная деятельность

ежедневно

Ведение документации педагога-психолога

Пополнение нормативно-правовой базы, пополнение базы диагностических методик, коррекционных программ, материалов для родителей и т.п.

Организация рабочего пространства

еженедельно

Оформление тематических стендов, уголков

Подбор материалов

Просвещение педагогов, родителей и учащихся

1 раз в четверть

Систематизация и пополнение библиотеки школьного психолога;

Изучение новинок психологической литературы, периодики, методических материалов

Самообразование

В течение года

Участие в семинарах. МРСД, городских

Выступление, участие

Повышение уровня квалификации

В течение года по плану

Участие в работе инициативной группы по разработке концепции воспитательной системы школы

Изучение документов, анализ ситуации

Разработка концепции воспитание в соответсвие с переходом на ФГОС

В течение года

Самообразование

Посещение библиотек. Изучение психологической литературы, журналов, газет, психологические сайты

Повышение уровня квалификации

В течение года

Оформление кабинета

Создание

  1. Экспертная деятельность

Подготовка коррекционно-развивающих программ;

Подбор методической литературы в помощь педагогам.

Посещение уроков с целью выработки рекомендаций по работе с отдельными учащимися;

Разработка рекомендаций родителям, педагогам по результатам консультирования.

Ведение документации;

Наблюдение, посещение уроков, изучение документации

Создание специальных условий для развития детей

В течение года

Направление на ЦПМПК воспитанников и обучающихся

Подготовка материалов, характеристик

Организация сопровождения учащихся

В январе-феврале